Вторник, 2017-11-21, 11:54 PMГлавная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории каталога

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 77

Статистика

Каталог статейКаталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Мы не туристы в спортивном понимании этого слова
Снова свежим ветром сердце пьяно,..

В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,

не вынося тягот, под скрежет якорей,

мы всходим на корабль и происходит встреча

безмерности мечты с предельностью морей.

Ш. Бодлер, «Плаванье» (перевод М.Цветаевой)

Здравствуй, Читатель.

Если ты видишь этот текст, значит у тебя на компьютере не только правильно отображается кодировка Win1251, но и тяга к путешествиям сидит где-то в глубине твоей души. И когда-нибудь тебе окончательно осточертеет твой компьютер, и ты рванешься на Волю… Но пока ты сидишь у монитора, и вокруг тебя не тайга и не скалы, а электромагнитные поля, у дальней зыбкой кромки которых… Впрочем, что там, за кромкой, ты когда-нибудь увидишь сам.

Однако, вырвавшись первый раз «за кромку электромагнитных полей» и вдоволь накувыркавшись, ты вернешься обратно к своему монитору. Но вернешься уже другим человеком. Отныне ты так и вынужден будешь метаться между компьютером и Волей. Не хочу тебя пугать, но это значит, что ты заболел и тут уже ничего не поделаешь. Эту болезнь уже много веков знают все путешественники. Рокот речных порогов и картины закатов будут преследовать тебя в механической вселенной стерильного IT-мира, а возвращаясь из похода, ты будешь с нетерпением ждать встречи с домом, и представлять, как будут выглядеть на мониторе фотографии «того самого перевала» и «порога, на котором мы перевернулись».

В наше время течение этой болезни у всех разное, некоторые со временем выздоравливают, теряют подвижность и совсем прирастают к монитору, но некоторые заболевают окончательно (и даже переселяются на Волю). К счастью, прогноз выздоровления – неблагоприятный.

Если ты ограничишься в своих путешествиях Россией, ты увидишь не так много - величественную мистерию Полярного Сияния и фейерверк фаршированных звездами Степных Ночей, Зеленое Море Тайги и Голубое Море Байкала, водопады Алтая и реки Карелии, Кавказ и Камчатку, Ветреный Пояс и Урал, Север и Юг, Запад и Восток – всего каких-то 17 млн. квадратных километров. И ты оценишь бездну, отделяющую изображения в формате jpeg, tiff (и даже raw J) от оригиналов.

Ты увидишь Настоящих Людей, которые никогда не имели телевизора и не ходили на выборы, зато готовы поделиться последним куском хлеба. Ты познакомишься с социально-апатичными и аполитичными выродками – таежными отшельниками, каждый из которых знает что-то, что заставляет его помогать всем людям, набредающим в тайге на его зимовье. Еще ты узнаешь цену вокзальных ночевок и ментовского беспредела, научишься распознавать уголовный элемент по выражению глаз, и предчувствовать драки за 20 минут до их возникновения.

Однако, есть и обратная сторона. Скорее всего, тебе станет малоинтересным бурное общение в чатах, ирках и аськах. И тебе станет омерзительно смотреть на сытые рыла политиков и телевизионных комментаторов и читать газеты.

Если ты все еще читаешь этот текст, то позволь отнять у тебя еще немного времени и поделиться с тобой некоторыми соображениями относительно БЕЗОПАСНОСТИ ПОХОДОВ.

Огромное количество людей хотя бы раз в жизни ходили в походы. Многие ходят в походы регулярно. В целом, походы – не самый опасный и травматический способ проведения досуга. И большинство опасностей в походе предсказуемо.

Я хочу поделиться с тобой наблюдениями, полученными в ходе собственных 15-ти летних (пока J) метаний между Волей и городом. Я прошу тебя отнестись к ним снисходительно. Я знаю, у тебя своя голова, и своя дорога. Я даже не прошу тебя не повторять чужие ошибки. Все, чего я хочу, чтобы ты о них знал. И, вернувшись здоровым и невредимым из своего первого (или очередного) похода, сказал: «Это все ерунда, а вот у нас…».

Сразу оговорюсь, я не турист, в спортивном понимании этого слова. Мне практически по барабану высокая категорийность и количество зачетных препятствий на маршруте, общий пройденный километраж, маршрутные книжки, выборные завхозы, дежурные и руководители. Я хожу в походы, а вернее будет сказать - выбираюсь на Волю просто потому, что уже не могу представить себе постоянную жизнь в городском социуме. Спорить о правильности такого подхода я категорически не готов и не собираюсь.

Все нижеописанное представляет собой мою личную точку зрения. Единственное, что я гарантирую, это то, что я постарался не упоминать ничего, о чем я не знаю наверняка, и чего не испытал на собственной шкуре (или шкуре своих друзей J).

Общее

В последнее время существенно увеличилось количество людей, ходящих в походы самостоятельно, без подготовки в турклубах. Я не берусь судить, хорошо это или плохо, просто постараюсь в пределах своих убогих сил подсветить наиболее важные, с моей точки зрения, вопросы безопасности, представление о которых вполне могло быть упущенным начинающими самостоятельными туристами.

Нижеприведенная информация и предназначена в первую очередь для начинающих самодеятельных туристов, на свой страх и риск (а чаще наобум) выбирающих маршрут и район похода и путешествующих небольшими (иногда по 2-3 чел), часто недостаточно подготовленными группами. Такие путешествия не поощряются ни туристскими организациями, ни поисково-спасательной службой (надо признать, что небезосновательно), поэтому в туристской литературе специфические для таких походов моменты обычно опускаются.

Следует заметить, что лучший способ начать заниматься туризмом «с нуля» - все же записаться в турклуб. Не бойтесь показаться смешным, даже если Вам уже заметно более тридцати лет и у Вас лысый череп и живот навыкат. Вы с удивлением обнаружите на первом занятии, что Вы здесь не самый последний. Получив в турклубе начальные знания, Вы в дальнейшем можете ходить в походы с турклубом, а можете самостоятельно, постепенно добирая опыт из собственных ошибок.

И все же, количество самодеятельных туристов очень велико, и тенденций к его уменьшению не наблюдается. Каждый год, зачастую абсолютно неподготовленные физически, морально и материально группы, и даже одиночки устремляются в свои первые походы, причем сразу в «интересные» районы – Прибайкалье, Алтай, зимние Хибины, Кавказ, на категорийные сплавные реки и категорийные вершины. Направить этот поток в «цивилизованное русло» не представляется реальным. Очень многих этот поток впоследствии выносит к дверям турклубов, многих навсегда отпугивает от путешествий, некоторые (увы!) из путешествий не возвращаются. А некоторые «заболевают», и так и продолжают в меру сил и возможностей самостоятельно лазать по осыпям, строить снежные убежища, брататься с медведями на таежных тропах и переворачиваться в порогах, постепенно набивая шишки и приобретая собственный опыт. К этой последней группе отношусь и я.

Все написанное ниже ни в коей мере не отменяет существующих правил и требований безопасности, наилучшее представление о которых можно получить, записавшись в турклуб. Многие вещи могут представляться очевидными. Тем не менее, я писал этот текст в твердой уверенности, что даже отрывочные знания о правилах безопасности в походах лучше полного их отсутствия.

Заметки сгруппированы по потенциальным источникам неприятностей. Это не последняя версия, я постараюсь постепенно довести ее до более или менее полного вида. Также прошу заранее извинить за рваный характер изложения.

Отличительные особенности «самодеятельного» туризма.

Я не готов и не собираюсь давать оценку самостоятельному хождению в походы сравнительно с миссионерской деятельности туристических организаций. Однако между этими двумя подходами существует одно отличие: подготовка в турклубах подразумевает, что вы будете ходить в походы организованными группами регламентированной численности, а главное (и заложенное в правилах спортивного туризма) - с руководителем, обязательно имеющим избыточный опыт для участия в походе данной категории сложности и опыт руководства в походах меньшей категории. Поэтому «общетуристическая» подготовка в турклубах больше ориентирована на отношения «команда + командир», допускающие в несложных походах некоторую инфантильность неопытной «команды» при опытном и авторитетном «командире».

При «самодеятельном» хождении ситуация кардинально другая, и в этом основной источник потенциальной опасности. Самодеятельные туристы не получают разрешения на выход на маршрут от квалификационной комиссии, состав группы и подготовленность участников и «командира» никем не контролируются. Также очень редко отношения в группе людей, впервые попавших в экстремальную ситуацию, остаются неизменными на протяжении всего похода. Неопытные группы нуждаются в руководителе в наибольшей степени, но если опыт всех участников примерно одинаков и мал – авторитета руководителю может не хватить.

Подбор участников

Чаще всего, все же, в походы ходят установившимися компаниями. Люди, с которыми ты идешь в поход – зачастую это все, что вы можете противопоставить стихии, дурным людям или диким зверям. Бессмысленно пытаться подобрать команду из «стальных людей» (да и встречаются ли они? J), однако знать сильные и слабые стороны каждого более чем желательно. Заниматься психологическими экспериментами для этого не обязательно. Просто сходите предполагаемым составом похода в ПВД, лучше с тяжелыми рюкзаками, неравно распределенным грузом и непродуманным маршрутом, не допускающим сход в середине. Очень хорошо, если вам придется долго искать воду и ставить лагерь в темноте. К моменту возвращения основные черты характера, важные в походах, проявятся сами.

Здоровье и противопоказания

«На случай заболевания была взята небольшая аптека.

Но так как никто из нас не знал медицины,

то в дороге мы не прибегали ни к каким другим средствам

кроме хины и желудочных капель…»

Н.М. Пржевальский. Третье путешествие в Центральной Азии.

Походы практически любой сложности и продолжительности могут восприниматься организмом как нахождение в экстремальных условиях, особенно это справедливо для неподготовленных участников, ведущих городской полусидячий образ жизни. Для молодых голов, полных свежего ветра, вопросы здоровья кажутся несущественными. Однако надо представлять, что людям с хроническими заболеваниями следует заранее посоветоваться с врачом и тщательно взвесить последствия. Экстремальные условия похода часто приводят к обострению хронических заболеваний. Как сказано в одном туристском справочнике: «В походы обычно ходят физически здоровые люди». Стандартная походная аптечка описана во множестве справочников и на куче сайтов. Могу только посоветовать утроить количество пластыря, если вы идете в пеший поход – в первые несколько дней вы будете сильно сбивать ноги.

Пассивная безопасность

Очень часто, ОСОБЕННО начинающие туристы, начинают испытывать эйфорию после удачного преодоления (часто случайного) какого-либо сложного препятствия. И теряют чувство реальности. Мысли: «Мне должно повезти», «Главное допрыгнуть до вон-того камня, а дальше ерунда» - это предвосхищение аварий и травм. Подождите, остановитесь, не прыгайте, а спокойно подумайте – что будет, если вы не станете прыгать и поищете другой маршрут. А потом подумайте, что будет, если вы не допрыгнете. Причем не только с вами (вообще вам придется привыкнуть к мысли, что ваша личная безопасность не исчерпывает вопросы безопасности похода). Здесь полезно одно ментальное упражнение: представьте ваших близких и любимых, которые приходят каждый месяц на вашу могилку (или виртуальную могилку, ибо вашего трупа могут и не найти).

Отдельная, но близко стоящая проблема – мотивация поведения человека в социальной группе. Этому вопросу посвящены многие тысячи страниц научных трудов, от Фрейда до Московичи, однако однозначного, теоретически доказанного способа ответить на вопросы «кто тут самый крутой?» и «у кого толще?» на сегодня не известно. На мой взгляд, ближе всего к решению этого вопроса подошла телевизионная передача «В Мире Животных».

Итак, прежде чем лезть «на слабо» в порог или на скалу, вспомните о близких вам людях, которые находятся далеко и не могут разделить с вами радость падения со скалы или утопления в пороге. Если же вы пребываете в ссоре с «враждебным миром», подумайте хотя бы о том, как вас будут вытаскивать в случае неудачи. Если после этого вы все равно полезли – всего хорошего, до встречи в программе «В Мире Животных».

Взаимоотношения в группе.

В нашей компании, например, отсутствуют в явном виде Руководитель, ЗавХоз, Штурман, Фотограф, Дежурные и т.п. должности. Но! Мы знаем друг друга 12 лет, из них 8 лет ходим в походы примерно постоянной компанией, практически все имеют самостоятельный опыт. Наши походы не преследуют спортивных целей, все решения в походах мы принимаем совещательно. Слава Богу, за долгую историю наших походов обязанности на переходах и бивуаках распределились между нами естественным образом. Я, совершенно честно, не представляю, как можно ходить в поход по объявлению. Как и не представляю ситуации, многократно описанной в рассказах и отчетах: «… Серега на подъеме выдохся и пришел к месту лагеря через 45 минут после всех…». Или : «… На спуске я сильно оторвался от остальных и потом ждал их полчаса на развилке..». Если вы пошли в поход компанией, то этой компанией (за исключением форс-мажорных обстоятельств) вам и идти, ориентируясь на слабейшего. Если человек отстает, значит нагрузка ему не по силам, и тем более надо быть готовым подстраховать его в любой момент. Кратковременная потеря ориентации вследствие тяжелой физической нагрузки неподготовленного участника может привести (и иногда приводит) к трагическим последствиям.

Если же Вы настолько круты, что темп передвижения в группе для Вас слишком медленен – найдите другую компанию или ходите в одиночку.

Я, например, никогда не пойду в протяженный поход с человеком, которого недостаточно знаю, и с которым до того не был хотя бы в паре ПВД (походов выходного дня) хоть с какой-нибудь нагрузкой (пусть это будет переход в 15 км с рюкзаком по жаре или в ливень, или что-то другое). Поверьте, ваш старинный школьный товарищ или однокурсник, да и вы сами можете повести себя в экстремальных условиях совершенно неожиданным для себя и окружающих образом. А в походах это чревато авариями и увечьями. Бывают случаи, когда совершенно нормальный в городском быту человек бросает на третий день похода свой рюкзак и говорит, что он его нести не будет, и ему плевать, что будет дальше. И вообще много разного бывает.

Мировоззрение

«Каждый носит свой ад в себе». Чего вы боитесь, то и может произойти. Категорически не советую прятать свои страхи. Если вы боитесь высоты, дайте это понять остальным до того, как вы застрянете в невменяемом состоянии на середине тросовой переправы через ущелье. Ничего не боится только полный дебил. Причем такое «бесстрашие» редко успевает передаться по наследству. Поверьте, что даже если ваши товарищи отнесутся к вашим страхам подчеркнуто снисходительно, все равно вы идете в одной команде, и успех похода всегда определяется и воспринимается как успех команды. А безусловным успехом является возвращение всех живыми и здоровыми.

Поезда/автобусы/самолеты

К сожалению, надо заметить, что достаточно часто (организованные) туристы являются тяжелыми попутчиками. Штурмы вагонов и автобусов с целью занять места на всех силами «ударной группы», привычка занимать очередь в билетную кассу на группу из 60 человек, загрузка рюкзаков по головам пассажиров - все это не добавляет остальным пассажирам чувства любви и глубокой признательности туристам. Также очень редко ночная посадка/высадка группы из поезда не приводит к подъему всего вагона. Отдельная история – багаж (как правило, громоздкий) и все, что с ним связано.

Зачастую эти «туристические привычки» становятся неотделимой (боюсь, что иногда и доминирующей) частью характера, и человек бросается распихивать рюкзаком всех трех пассажиров в пустом вагоне электрички.

Не знаю, учат ли этому в турклубах, но, похоже, что наиболее успешной поведенческой парадигмой организованных туристов при перемещении общественным транспортом считается тонкая грань между непосредственностью и хамством. Увы, но некоторых уносит в хамство, от чего хотелось бы предостеречь, хотя бы в целях личной безопасности. Вы уже настолько круты, что пошли в поход и готовы к Страшным Испытаниям. Не стоит самоутверждаться за счет пассажиров, которые и не собирались идти в поход, и вообще просто едут рядом с вами. Ваше мироощущение может не совпадать с принятым по умолчанию (например, с описанным в правилах перевозки пассажиров). Не знаю, кого как, но меня приводят в уныние заявления некоторых туристских гуру типа «вы должны радоваться, что мы тут едем и платим вам за билеты» наряду с привычкой мочиться в тамбуре и не брать в поездах в целях экономии постельное белье.

Поезда

Поезда в России за последние 10 лет заметно изменились в лучшую сторону с точки зрения условий обитаемости. Стало гораздо чище и спокойнее. Правда, уменьшилось количество плацкартных вагонов. В плацкартный вагон на то же количество мест влезает гораздо больше вещей, чем в купейный (особенно если вы везете лыжи, байдарки и т.п.). Благодаря долгожданному окончательному вводу в строй системы «Экспресс-2» появилась возможность покупать билеты с заранее указанными местами и на проходящие поезда. Настоятельно рекомендую пользоваться этой возможностью (если вы не хотите расселиться вместе со своими байдарками вдоль всего вагона).

Частные замечания:

Если кто-то из ваших друзей, отойдя за мороженым на далекой сибирской станции, не успевает добежать до трогающегося поезда – дергайте стоп-кран, это может стоить вам штрафа (а чаще только укоризны, высказанной проводником), зато решит массу проблем.

Если поезд начинает отставать, его остановки сокращают практически непредсказуемым образом. Более или менее надежными остаются только остановки для смены локомотива.

Вероятность отравиться продуктами, выносимыми местным населением к поезду можно оценить следующим образом: чем больше стоимость предлагаемого товара, и чем выше температура на улице – тем больше у вас шансов провести остаток пути в одноместном купе в торце вагона верхом на шатком металлическом помосте. Дорогой товар продается хуже, поэтому очень может быть, что вам его предлагают, не сумев продать его вчера (или еще раньше). Опасны: несвежие раки (очень опасны); дорогая рыба (стерлядки и т.д.); самодельные пирожки с мясом и печенью; самодельные котлеты; молочные продукты с просроченным сроком годности; соленые огурцы и свежие фрукты/овощи (не смертельно, но невесело); консервированные грибы; водка. Практически не опасны: минеральная вода в заводской упаковке; бутылочное пиво (проверяйте срок годности); фабричные хлебобулочные изделия; мороженое; вообще изделия организованной пищевой промышленности. Как правило, не опасны, но гарантий никаких: вяленая и копченая рыба; картошка отварная; куриные окорочка; отварная кукуруза; домашняя выпечка с картофельной и ягодной начинкой.

В поездах сейчас тепло и зимой (Слава Богу), что, однако, заставляет помнить о сроке хранения продуктов. Все что купили – съедайте сразу, потом будут еще станции.

Вагоны-рестораны кормят достаточно дорого, что не мешает им пустеть часто уже на второй день пути.

Официально пить в поезде можно только минералку (с января 2005 г.). Милицейские наряды, сопровождающие поезда, следят, в основном, именно за этой частью правил перевозки пассажиров. Если у вас увидят бутылку чего-либо крепче минералки – будут проблемы (штраф, угрозы снять с поезда, вымогательство денег и т.д.).

Не надо ругаться с проводниками. Гораздо лучше купить у проводников пиво (обычно у них есть, по спекулятивной цене), что позволит вызвать к себе расположение (если только вы не напьетесь до умопомрачения). С пассажирами тоже ругаться не надо. Ваша цель – путешествие, а не вагонные диспуты.

Автобусы

Встречаются случаи, когда автобусы проезжают остановку, если видят на ней туристическую группу, готовую к посадке. Виноватыми здесь следует признать все же скорее туристов (безусловно, не ту конкретную группу, мимо которой в результате проехал автобус). Причины – смотри выше.

Расписание автобусов в интересующем вас удаленном районе заранее узнать, как правило, не удается (если только ваши знакомые не ездили этим автобусом неделю назад). Можно попытаться дозвониться до автостанции. Известны случаи, когда из Москвы удавалось дозваниваться до автостанций в сельских районах Горного Алтая. В относительно развитых экономически районах центральной России самым надежным источником информации об автобусах является местное население. В менее населенных районах к подобной информации следует относиться осторожнее – жизнь вашего собеседника вполне может не соприкасаться с автобусным сообщением, а ответить «не знаю» ему стыдно, и тогда он начинает придумывать собственное расписание.

Финансовый контроль за автобусными перевозками в последнее время ужесточился, бригады ревизоров на междугородних и загородных рейсах перестали быть редкостью. В связи с этим, договориться проехать подешевле, но без билета, становится сложнее. Есть здесь и другой аспект – если вы не можете позволить себе честно заплатить за билет, не честнее ли будет выбрать другой способ передвижения? Мы ведь говорим о походе, а не о способе социального времяпрепровождения, пропагандируемом Ассоциацией Вольных Путешествий Антона Кротова?

Самолеты

Передвижение самолетами сильно усложнилось осенью 2004 г. вследствие известных терактов. Содержимое туристских рюкзаков на экране рентгена выглядит пугающе. Например, мне приходилось разбирать рюкзак на контроле в аэропорту, поскольку я не мог по монитору рентгеновской установки понять и объяснить девушке-сержанту, что это такое, похожее на гранатомет у меня в рюкзаке. На поверку «это» оказалось причудливой конфигурацией топора, чайника, котла и лучковой пилы. Ограничение веса багажа на большинстве рейсов – 20 кг на человека. За перевес надо доплачивать. На самолетах категорически запрещено провозить сжиженный газ, боеприпасы (включая сигнальные ракеты), бензин и т.п. (не советую даже пробовать). Не забудьте сдать в багаж все режущие предметы, спички и зажигалки – отнимут при посадке и привет.

Местное население

Здесь сразу следует оговориться. Хорошие люди, к счастью, встречаются везде. Кроме того, процент хороших людей экспоненциально растет с уменьшением плотности населения. Однако с хорошими людьми у вас проблем никогда не возникнет. В то же время всякие уроды, как осы на варенье, тянутся к туристам. Именно эти уроды (хотя они не представляют и десятой части населения) и являются источником проблем. Как правило, уроды не встречаются на удалении более 2 дней хода от цивилизации, к которой (во многом из-за алкогольной зависимости) тяготеют. И именно из-за таких уродов я категорически советую посещать встречаемые населенные пункты в первую половину дня.

Достаточно правильно, на мой взгляд, описывает возможные проблемы общения с местным населением текст «Туристы и аборигены», который можно найти на www.turizm.lib.ru.

Маршрут

Выбор маршрута очень часто является определяющим для успеха похода. Как научить правильному выбору маршрута, я не представляю (поинтересуйтесь в турклубе). Несколько общих принципов:

- старайтесь упрощать выброску, можно за счет заброски – выбраться из цивилизации как правило проще, чем в нее вернуться;

- очень важно предусмотреть возможности схода с маршрута и досрочного выхода к людям (форс-мажор так и называется, потому что он форс-мажор);

- обязательно заранее добудьте карту района похода, посидите над ней внимательно, прикиньте запасные варианты, расположение и удаленность возможных мест биваков от воды и дров;

- в труднопроходимых районах (тайга, горы) обязательно учитывайте наличие и отсутствие троп. В некоторых природных ландшафтах (кедровый стланик, ущелья в зоне тайги и т.п.) скорость передвижения без тропы может падать до 3 км. в день по прямой, несмотря на полную отдачу сил;

- обязательно изучайте отчеты ранее прошедших групп, чем отчеты свежее, тем важнее для вас;

- при отсутствии отчетов задумайтесь, почему здесь никто до вас не ходил. Если ответа вы не знаете – подумайте над выбором другого маршрута;

Вода.

По воздействию на организм различают воду живую и воду мертвую.

Вода живая

«У ручья зачерпнул

Быстро-бьющей, журчащей воды.

Как вскипает, гляжу, бирюзово-зеленая пыль.

Только, жаль, не могу

Чашку вкусного чая налить

И послать далеко –

человеку, влюбленному в чай»

Бо Цзюй И. (Ли Бо)

В среднем, для любой проточной воды действует одно правило – чем ближе к истоку, тем чище. В отсутствие промышленных загрязнений источником весьма чистой воды являются снег и лед. Несмотря на жутковатый черный цвет, источником воды достаточного для использования в кипяченом виде качества в лесной зоне являются болотные бочажины, особенно проточные и особенно обросшие мхом – сфагнумом. Говорят, что воду можно обеззараживать марганцовкой и какими-то жуткими таблетками «а-ля спецназ», которые можно применять только людям со здоровой печенью. Не знаю, не пробовал.

Вода мертвая

«Одного из персов давно уже убили в драке ночью у большого колодца близ мечети, и полиция закрыла колодец – говорили, что оттуда несет гнилью. Его нашли мертвым на дне колодца»

Р. Киплинг, «Ворота ста печалей»

Николай Михайлович Пржевальский умер, как известно, от брюшного тифа, полученного им вместе с некипяченой речной водой. Категорически недопустимо брать воду на бродах, скотоперегонных путях, на звериных водопоях, а также вблизи них ниже по течению.

Избегайте использования стоячей воды. Вообще лучше всю воду кипятить. Однако и кипячение не спасает от всех опасностей. Например, на Алтае в горах часто встречаются оплавленные железяки от недовыведенных на орбиту спутников и иногда - выжженные гептилом (ракетное топливо) полосы тайги. Не берите воду из источников, в зону водосбора которых попадают районы подозрительно умершего на корню или больного леса.

Пена на поверхности реки неопасна только на чистых реках с торфяным питанием, в остальных случаях пена – признак органического загрязнения.

Вообще, постарайтесь разузнать у местных жителей (только аккуратно, чтобы вас не приняли за шпионов), какая таинственная мерзость располагается (или располагалась раньше, что еще хуже) в районе вашего путешествия и выше по течению рек, а также какую воду они используют для питья и как.

В периоды паводка вся вода, включая проточную ручьевую, должна считаться потенциально опасной и подвергаться обязательному продолжительному кипячению. Медицинской нормой считается 20 мин. кипячения, правда, за это время на костре кан может выкипеть наполовину.

Карты

Наилучшими встречаемыми картами, по всей видимости, являются советские (российские) топографические карты в т. называемой «системе координат 1942 г.». Наиболее лживыми – «туристские схемы». Карты и атласы масштаба не крупнее 1:200000 (в 1 см: 2 км) и терпимой правдивости можно (недешево) купить в магазинах карт (в Москве – на Кузнецком мосту). Достаточного качества карты на основные туристские районы можно, как правило, найти в Интернете. Если вы где-то достали крупномасштабные карты (лучше, чем 1:200000) или (не дай бог! J ) карты с необрезанными краями, содержащими грифы об ограничении их использования (например, «для служебного пользования») – не стоит показывать их случайным людям. Предъявят какое-нибудь удостоверение и отберут. Дело не только в наших национальных особенностях законотворчества, но и в ценности таких карт. Использование GPS-приемника в настоящее время также требует наличия специального разрешения. Светить GPS не надо, однако, и при наличии разрешения – уж больно ценный предмет, вас могут начать разводить, что вы находитесь в пограничной/закрытой/специальной и т.д. зоне.

GPS-навигация.

Очень полезная вещь. Прибор спутниковой навигации (GPS-приемник) стоит от 140 у.е. (2005 г.). Как средство обеспечения навигационной безопасности подходят даже самые простые модели. Позволяет определять свои географические координаты на местности и (что часто важнее) пеленги и дистанции до ранее пройденных или предварительно занесенных точек маршрута.

В целях экономии батарей GPS при обычном движении следует включать только на привалах и на ключевых точках маршрута и запоминать их координаты. Положенный на твердое основание антенной вверх свежевключенный GPS приемник находит спутники гораздо быстрее, чем если держать его в руке. Чем больший сектор неба «видно» антенне GPS, тем быстрее и точнее будут определены координаты. Мешают антенне «видеть» спутники элементы рельефа (горы), деревья (особенно влажные), сильная облачность. Следует знать, что погрешность определения высоты места для GPS-навигации обычно в несколько раз больше погрешности определения горизонтальных координат.

У нас в компании на протяжении последних 4 лет используется приемник Garmin eTrex Camo. Мы выбирали попроще и понадежнее (пыле-влаго-защитный). Конкретный выбор модели обусловлен наличием у «Camo» калькулятора восходов/закатов солнца и луны, что является более чем полезной опцией, особенно при походах в удаленных районах. Сейчас мы пользуемся вторым экземпляром, первый заменили по гарантии – у него отказал экран. В остальном к приемнику нареканий нет.

Полезные приборы и снаряжение

На сегодняшний день в крупных городах можно купить качественное снаряжение, необходимое для походов практически любого вида и сложности. Стоимость снаряжения достаточно высока, но вы при желании всегда можете попытаться сделать что-то подобное самостоятельно. Если же вы покупаете снаряжение – не торопитесь, подумайте, почитайте обзоры. Скорость выпуска новых моделей разнообразного туристского барахла весьма высока, что часто позволяет найти хорошее, но «морально устаревшее» и потому недорогое снаряжение.

Сотовый телефон

В настоящее время, пожалуй, второй после GPS-приемника полезный прибор. Позволяет снять кучу проблем с заброской и выброской. В России сегодня наиболее часто встречаются операторы стандарта GSM. Полезно перед выходом посмотреть (например, в Интернете) кто и как обеспечивает мобильную связь в районе вашего похода и убедиться, что ваш телефон будет работать (включить при необходимости роуминг, купить SIM-карту другого оператора и т.п.).

Для того чтобы при случае иметь возможность воспользоваться телефоном, следует беречь ресурс батареи. При неустойчивой связи телефон следует обязательно отключать (при поиске сети энергия батарей расходуется особенно зло), а при выходе из зоны покрытия еще и вынуть батарею. Также полезно взять запасную заряженную батарею. Все типы батарей, как электрохимические источники тока, боятся высокой и (особенно) низкой температуры. Нормальная температура для большинства батарей – от 0 до +40 градусов. Взятый в зимний поход и хранящийся в рюкзаке выключенный телефон со вставленной батареей может не включиться уже следующим утром. В любом случае, до включения телефона на морозе следует нагреть его (и батарею) до положительной температуры (за пазухой, в спальнике и т.п.).

Достаточным условием устойчивой связи для телефона является наличие прямой радио-видимости между ним и базовой станцией. Дальность связи возрастает, если между вами и базовой станцией находится значительная водная поверхность. При наличии выбора и неустойчивой связи всегда лучше попытаться подняться повыше (при наличии препятствий, мешающих прохождению сигнала) или подойти поближе к базовой станции (для чего полезно знать, где она находится), нежели крутиться на месте с телефоном и кричать «Алле, а так слышно?». Вы просто посадите аккумулятор, зарядить который в походе часто затруднительно или невозможно.

В среднем по территории России (средняя полоса, Кольский п-ов, Краснодарский край, Горный Алтай, Кавказ) по состоянию на 2005 г. мне представляется оптимальной сеть MTS и ее партнеров (это не реклама, но многолетние наблюдения). Я в своей практике только 2 раза встречал некоторое превосходство других сетей по уровню сигнала: в окрестностях д. Березники Владимирской обл. (2002 г.), и на ст. Хибины, Мурманской обл. (2001-2003 г.) (в обоих случаях BeeLine). В 2005 г. в районе ст. Хибины наилучшую связь обеспечивал уже МТС. Безусловно, в горных районах, да и вообще при удалении более 20 км. от цивилизации, сотовая связь, как правило, прекращает работать.

У меня и у большинства моих друзей в настоящее время в эксплуатации находятся телефоны Siemens Me45 (у меня раньше был M35). Нареканий к их работоспособности в различных погодных условиях до сих пор не было.

Газовая лампа.

Весьма полезная вещь в темное время года. Если вы также используете газовую горелку, позаботьтесь, чтобы газовые баллоны от горелки и лампы были взаимозаменяемы. Газ (обычная смесь, «пропан-бутан») имеет способность переставать истекать из баллона (и гореть) при температурах ниже -5 гр. Чуть лучше ведут себя т.н. «зимние смеси» или «Four Seasons». Не ставьте баллоны на снег. Следует также предостеречь от злоупотребления старинной забавой «брось пустой баллон в костер». Во-первых, даже совсем пустой баллон эффектно взрывается, разбирая костер. Во вторых – зимой дожечь газ в баллоне полностью практически не удается, и тот факт, что газ из баллона не идет и внутри «ничего не булькает» ничего не говорит о количестве оставшегося в баллоне (замерзшего по стенкам) газа. Я один раз присутствовал при подбрасывании такого «пустого» баллона в костер в зимних Хибинах. Яму под костер, которую до этого копали посменно 6 часов, расширило раза в полтора, а с трудом добытые дрова найти после взрыва так и не удалось.

Лампу, в общем, можете покупать какую хотите, у нас вполне нормально работают Primus и Kovea. Лучше сразу купить запасное стекло – при падении лампы в снег нагретое стекло, как правило, лопается.

Газовая горелка или примус

С горелкой осторожнее. Лично у меня есть положительный опыт эксплуатации только горелок фирмы Primus (3 горелки различных моделей). Вполне обоснованной (при наличии амбиций и финансов) представляется покупка многотопливной горелки (у нас, например, Primus Himalaya MFS).

Фонарь

Постарайтесь приобрести светодиодный фонарь. Не пожалеете. Только не надо экономить – потратите в результате больше. Не вызывали нареканий в эксплуатации фонари Petzl, кроме модели Tikko - у которой в 3 случаях из 6 в первые 4 мес. эксплуатации трескался пластмассовый корпус в районе защелки. Многочисленные модели китайских светодиодных фонарей по 250 руб. себя не показали.

Дикие звери

В настоящее время встреча с крупными дикими зверями «лоб в лоб» в туристических районах скорее может быть отнесена к уникальному стечению обстоятельств.

За редким исключением (подранки, больные животные, людоеды) зверь боится человека, чему существуют объяснения.

Просто помните, что вы находитесь на одной территории со зверями. Бывают, конечно, и совершенно неожиданные встречи, однако, как правило, можно заранее понять, что в данной местности водятся звери крупнее лисы. Выучите, как выглядят следы волков, лосей и медведей и чем они отличаются от следов собак, коров, и прапорщиков соответственно. Это несложно, зато поможет вам заранее узнавать о большинстве встреч в пути – как с людьми, так и с животными. Наиболее четко следы видны на влажных участках троп, бродах. По характеру обходов/облазов поваленных деревьев на тропе тоже можно (при некотором опыте) судить о животных, тропой пользующихся. Если вам неудобно идти по тропе – постоянно приходится высоко поднимать ноги и переступать через валежник – тропой пользуются скорее всего крупные копытные. Если много подлазов под поваленные деревья – тропой, вероятнее всего, пользуются кабаны или более мелкие звери. Самая удобная для человека из зверовых троп – медвежья. Отличить ее от человеческой можно по высоте нависающих обломанных сучьев – для медвежей тропы высота составит не более 1 – 1.5 м.

Если попутные следы свежие, и по ним видно, что зверь спешил (глубокие отпечатки, комья земли) – скорее всего вы его догоняете. Остановитесь на привал, дайте ему спокойно уйти. Звери, как правило, перемещаются по лесу заметно быстрее человека, поэтому зверь которого вы догоняете, имеет причину не спешить - ранен, с детенышами, истощен и т.п. Во всех этих случ

Категория: Мои статьи | Добавил: a2kiev (2006-12-06) | Автор: Андрея Ходкина.
Просмотров: 1799 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 2
2  
Ничего нового, но автору спасибо! Так гладко я бы изложить не смогЪ =)

1  
cool!

Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2017 |